Углеводородный состав дизельного топлива и их приемистость к функциональным присадкам

перспективы биотоплива

Углеводородный состав дизельного топлива зависит от множества факторов. Чтобы получить дизельное топливо с хорошими эксплуатационными свойствами и оптимальным углеводородным составом необходимо использовать современные методы определения компонентного состава нефтепродуктов.

На современном этапе решение такой задачи без использования присадок не представляется возможным. А их эффективность во многом зависит как раз от углеводородного состава дизеля. Сейчас функциональные присадки для дизельных топлив подбираются преимущественно эмпирически. Этот этап является наиболее проблемным для производителей нефтепродуктов. Основная трудность заключается в совмещении различных по природе поверхностно-активных веществ между собой и учете приемистости топлив к пакетам присадок.

Многофункциональные присадки

При этом нередки случаи, когда введение присадки одновременно улучшает одно свойство и ухудшает другое. Например, добавление цетаноповышающей присадки существенно ухудшает смазывающую способность, увеличивает плотность и вязкость топлив. Введение смазывающей присадки снижает приемистость дизельного топлива к цетаноповышающим добавкам. Поэтому совместное применение этих двух типов присадок требует использования повышенных концентраций веществ. Одновременное применение диспергирующих и депрессорных присадок может привести к появлению синергетического эффекта.

Индивидуальные присадки

Сейчас актуальны исследования в направлении подбора и разработки как многофункциональных присадок, так и индивидуальных определенного функционального назначения. Они хоть и проводятся, но изначально имеют определенный недостаток, так как в качестве объекта исследования обычно выступает конкретный вид дизельного топлива. А состав выпускаемой продукции может отличаться даже в пределах одного нефтеперерабатывающего завода. Утверждать, что топливо с нормальной приемистостью к присадкам определенного производителя будет иметь такую же приемистость и в случае другого производителя, нельзя. Возникшие проблемы можно решить путем оперативного изменения концентрации дозируемых присадок или же повторным подбором наиболее эффективных концентраций добавок.

Депрессорно-диспергирующие присадки

К колебаниям углеводородного состава наиболее чувствительны депрессорно-диспергирующие присадки. Несущественное изменение количества н-алканов и их молекулярно-массового распределения ухудшает низкотемпературные характеристики дизеля. А в случае холодного хранения возможно даже расслоение.

Подводя итог можем отметить, что знание углеводородного состава дизельного топлива является необходимым условием производства высококачественных нефтепродуктов и базовым инструментом для принятия правильного решения в случае изменения качественного состава.