Требования к дизельному топливу

Любое топливо, будь то дизельное или бензиновое, всегда находится под пристальным вниманием экологов. Все дело в том, что при сжигании нефтепродуктов в атмосферу могут выделяться вредные вещества, которые негативно влияют на природные процессы. Поэтому с каждым годом в разных странах требования к дизельному топливу ужесточаются.

Не стала исключением и Россия. В 2008 году Правительством был введен в действие новый Технический регламент, изменяющий большинство показателей дизельного топлива в сравнении с ГОСТ 305-82. Через два года похожие преобразования начали происходить и в нормативной базе Таможенного союза.

Требования к цетановому числу

В частности, изменились требования к цетановому числу. Так, дизельное топливо класса 3 должно иметь этот показатель на уровне не ниже 51 единицы. Также резко снижено и содержание серы с 50 до 10 ppm для топлив класса 4 и 5. Что касается дизельного топлива класса 2, то с начала 2013-го года действует запрет на его использование.

Изменения требований к цетановому числу обусловлено снижения количества вредных выбросов. Топливо с большим цетановым числом сгорает более полно и мягко. Также этот параметр оказывает прямое влияние на пуск двигателя, удельный расход топлива, дымность, наличие отложений и т.д.

Если использовать топливо с цетановым числом ниже 40 единиц, то это приведет к жесткой работе двигателя. Параллельно увеличатся ударные нагрузки на поршень, а также давление на подшипники, что приведет к их преждевременному износу или разрушению. Но постоянная гонка за большим цетановым числом не является правильной. При превышении значения в 60 единиц будет наблюдаться снижение полноты сгорания топлива, рост дымности выхлопных газов, увеличение расхода топлива, снижение мощности и экономичности в работе. Подобные эффекты можно объяснить присутствием в топливе высокомолекулярных трудноиспаряющихся нестабильных углеводородов. Они подвержены крекингу в камере сгорания еще до того, как топливо начнет воспламеняться. Этот процесс завершается образованием сажи.

Конкретное значение цетанового числа определяется не только классами углеводородов, содержащихся в дизельном топливе, но и их соотношением. Поэтому добиться необходимого показателя можно за счет регулирования углеводородного состава. Но на практике это далеко не всегда возможно осуществить технологически, из-за чего часто используются цетаноповышающие присадки. Кроме цетанового числа можно встретить и другие схожие характеристики дизельных топлив – цетановый и дизельный индекс.

Содержание серы в дизтопливе

Ужесточение требований по содержанию в дизельных топливах серы с одной стороны ведет к повышению экологичности, а с другой добавляет проблемы, например, в виде выхода из строя топливных насосов высокого давления. Это происходит в результате снижения смазывающей способности топлив и увеличения их коррозионной агрессивности.

Температура

Среди других важных характеристик дизельных топлив также стоит выделить температуру застывания, предельную температуру фильтруемости и температуру помутнения. Рекомендуется особое внимание обращать на предельную температуру фильтруемости, которая показывает температуру, при которой определенный объем горючего может быть прокачан через фильтр за заданное время.

Повышенные требования к дизельному топливу и улучшение свойств нефтепродуктов

На современном этапе развития нефтеперерабатывающей отрасли можно выделить два пути регулирования эксплуатационных характеристик дизельных топлив, которые позволят добиться соответствия выдвигаемым требованиям. Традиционный подход предусматривает использование специальных присадок с целью улучшения требуемых показателей. Более современный способ – это производство смесевых топлив, за счет чего удается изменить углеводородный состав результирующего продукта.