Украинским спиртзаводам осталось три года

Отечественные спиртзаводы заявляют о готовности производить 100 тыс. т биоэтанола в год. Правда, внутренний рынок для его реализации так и… …не сформирован.

В конце марта госконцерн «Укрспирт» сообщил о распределении спиртзаводов по направлениям деятельности. В частности, было определено, что выпуском биоэтанола и биотоплива будут заниматься восемь спиртзаводов общей мощностью 12 940 тыс. дал в год (1 т = 125 дал), а спирта-сырца для биоэтанола — 14 заводов мощностью 10347,0 тыс. дал. Как удалось узнать «k:», на сегодняшний день мощности по производству биоэтанола установлены на пяти заводах. Уже проведено переоснащение Хоростковского (20 тыс. дал/сут.), Коростышевского (10 тыс. дал/сут.), Ивашковского, Наумовского и Трилисского (по 6 тыс. дал/сут.) спиртзаводов. Оборудование на указанных заводах, как утверждают в «Укрспирте», уже смонтировано, ведутся пусконаладочные работы, параллельно — подготовка к приемке объектов ГАСКом, государственной комиссией. Примечателен и тот факт, что украинские предприятия уже сейчас стремятся присутствовать на внешних рынках. «Сейчас мы принимаем участие в тендере румынской компании Rompetrol. Кроме того, мы имеем рамочный контракт с крупной польской фирмой на поставку биоэтанола. Их устраивает наша цена и качество», — сообщили «k:» в пресс-службе «Укрспирта»

Сейчас на Лохвицком спиртовом комбинате производится биотопливо (не путать с биоэтанолом) на основе КМПА (компонент моторного топлива альтернативный). Мощность производства — 80 т/сут. На Лужанском экспериментальном заводе производится жидкость автомобильная универсальная «Гамаюн» (производственная мощность 30 т/сут.). Компания «Корон Агро», входящая в холдинг «Барышевская зерновая компания», начала в 2008 году строительство в Золотоноше (Черкасская обл.) первого в Украине крупнейшего завода по производству биоэтанола стоимостью 110 млн. евро.

Биотопливо — это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки стеблей сахарного тростника, сахарной свеклы или семян рапса, кукурузы, пшеницы и сои. Биотопливо — это биоэтанол, этил-трет-бутиловый эфир, биодизель и биогаз.

Биоэтанол — этиловый спирт (минимум 99,5%), полученный из растительного сырья и-используемый как добавка к топливу и непосредственно как топливо для двигателей внутреннего сгорания.

Этил-трет-бутиловый эфир (ETBE — международное обозначение) — простой эфир, высокооктановая кислородсодержащая добавка к бензинам, состав: 50% — биоэтанол, 50% — изобутилен

Несмотря на амбициозные планы украинских спиртзаводов, внутреннего рынка для реализации их продукции попросту нет, как и девять лет назад, когда впервые на государственном уровне было заявлено о программе «Этанол». Правда, в начале 2000-х заводы «Укрспирта» производили в год около 20 тыс. т ВКД (высокооктановой кислородосодержащей добавки) для производства смесевых бензинов. Однако на практике спирт уходил для производства «левой» водки, что надолго дискредитировало в Украине идею применения биоэтанола при производстве бензинов. До сих пор законодательная база, необходимая для полноценного массового разворачивания производства биотоплива, так и не сформирована. При этом по-прежнему существует достаточно сильное нефтяное лобби, которое сопротивляется введению нормы об обязательности использования биоэтанола в бензинах. Правда, пока и со стороны спиртовых лоббистов не отмечено эффективных структур, которые бы системно развивали и координировали рынок биотоплива. Пока в Украине разворачивается очередной этап борьбы за право существования смесевых бензинов, на глобальном рынке происходят процессы, способные оказать непосредственное влияние на отечественных производителей этанола.

СПИРТОВАЯ И НЕФТЯНАЯ МАФИИ СЛИВАЮТСЯ

В США начался процесс поглощения нефтяными компаниями производителей топливного этанола. Одна из крупнейших независимых нефтеперерабатывающих компаний — Valero Energy Co, объявила о покупке семи заводов компании VeraSun Energy (США). Эта сделка в $477 млн. — фактически первая для традиционных нефтяных компаний инвестиция в биотопливную промышленность. Мотивация, которой руководствовался владелец 15 американских НПЗ (суммарная мощность переработки 3,105 млн. барр. нефти в день — около 10% всего объема переработки в США), для рынка беспрецедентная. В последние годы нефтяные компании традиционно выступали против политики Конгресса США, направленной на увеличение доли этанолов в бензиновых смесях. Покупка одного из бывших противников биотопливного ренессанса второго по величине национального производителя этанола — 1,141 млрд. галлонов в год (1 галлон = 3,785 л) — свидетельствует о грядущей революции в развитии этанольной промышленности в США.

Во-первых, стало очевидно, что традиционные противоречия между основными конкурентами за прибыль на рынке моторных масел (нефтяными компаниями и производителями биологических топлив) разрешатся просто. Нефтяные гиганты будут брать под свой контроль рынок биотоплива, в первую очередь производство. В условиях падения потребления бензина и снижения цен на него нефтепереработчики получили больший стимул в использовании этанола. Теперь уже производители этанола США (а это 169 заводов) оказывают давление на Администрацию США с целью увеличения уровня этанола в качестве добавки в большинстве смесей бензина — с 10 до 15%. Во-вторых, нефтепереработчики продемонстрировали на практике политическую лояльность новому энергетическому курсу, заявленному президентом США Бараком Обамой. В 2008 году США сжигали в сутки 19,8 млн. барр., что равно потреблению стран ЕС и Канады вместе взятых. Энергетическая цель нового президента США — сократить за 10 лет потребление нефти на 4 млн. барр. в день, в том числе за счет увеличения потребления этанола. Среди прочего план Обамы предусматривает $150 млрд. инвестиций в предприятия, производящие экологическое топливо.

По результатам 2008 года, согласно информации RFA, американское производство этанола вышло на уровень 9 млрд. галлонов (27 млн. т). А на 2010-й запланирован рост до 12 млрд. галлонов, что закрепит американскую этанольную промышленность на первом месте в мире. При этом лидерство будет сохраняться также по темпам и объемам импорта, который вырос с 435,2 млн. до 600 млн. галлонов (1,82 млн. т) в 2007–2008 годы. 45% всего этанола было ввезено из Бразилии. Даже при нынешней ввозной пошлине на импортный этанол — 0,54 $/галлон (0,14 $/л) — бразильский этанол (при себестоимости производства 0,19 $/л) остается конкурентоспособным.

Изменения на рынке США аукнутся и производителям в других регионах. Так, в 2008 году США импортировали только 6,7% от потребляемого топливного этанола, в то время как Европа — 67,8%, из которых 1,2 млн. т — поставки из Бразилии. Президент Бразилии Инасиу Лула да Сильва во время встречи в марте 2009 года с президентом США обсуждал вопрос снижения ввозной пошлины на бразильский этанол. В случае сокращения поставок бразильского этанола в Европу дефицит биоэтанола в странах Европейского союза, где работает около 50 специализированных заводов, будет еще более ощутим. Ежегодное потребление бензина в странах ЕС на протяжении последних трех лет держится на уровне 112–115 млн. т, в то же время потребление этанола при производстве бензинов составляло в 2008 году около 3,76 млн. т.

Сокращение поставок бразильского этанола в Европу может поставить под угрозу выполнение так называемого плана ЕС «20–20–20». ЕС не в состоянии обеспечить себя необходимым количеством этого вида топлива и при этом ведет жесткую протекционистскую политику в отношении собственных производителей. Сейчас в ЕС строится 20 заводов, но этого будет недостаточно, чтобы обеспечить выполнение директив ЕС по биотопливу. Бороться за европейский рынок Украине необходимо уже сегодня, поскольку ряд африканских стран (Нигерия, Ангола, Зимбабве и др.) начали строить спиртзаводы, а учитывая дешевизну сырья (кассавы), себестоимость африканского этанола будет около $0,39 за литр, и конкуренция будет жесткой. Анализ перспективы развития европейского рынка топливного этанола и последние мировые тенденции говорят об экономической выгоде для Украины как аграрной страны предложить ЕС программу строительства заводов на берегу Средиземного моря, например, по схеме «украинское зерно в обмен на африканскую кассаву».

ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА

Техническую готовность украинских спиртзаводов производить биоэтанол и биотопливо можно расценивать как заявку на успех, для полноценной реализации которой надо выполнить массу условий. Приоритеты владельцев украинских НПЗ всегда были далеки от использования биоэтанола или ЕТВЕ (этил-трет-бутиловый эфир) при производстве бензинов. Что вполне логично, если вспомнить хотя бы о том, что повышение качества ключевых марок нефтепродуктов стало их основной заботой исключительно в результате давления обстоятельств: после того как пару лет назад были сняты все заградительные барьеры для импорта. В результате на сегодняшний день из-за отсутствия законодательной базы и реального потребителя биоэтанол в Украине не производится.

Последняя неудачная попытка создать законодательные условия для развития рынка пришлась на февраль 2009 года. Одним из отрицательных факторов, на котором акцентируют внимание НПЗ, является технический нюанс — вопрос нестабильности углеродно-спиртовой смеси. И второй фактор — стоимость добавок. Согласно расчетам экспертов, сегодняшняя цена литра украинского биоэтанола составляет около $0,55, бразильского — $0,373, американского — $0,415, а цена литра этанола в Роттердаме (после оплаты налогов) — $0,6. Поэтому главная задача для спиртовиков — понижение себестоимости производства этанола.

Ожидать всплеска интереса иностранного и отечественного капитала к специализированным украинским спиртзаводам, способным производить биоэтанол, можно лишь со сдержанным оптимизмом. Хотя бы потому, что украинские спиртовые заводы — 100%-ная государственная собственность, которая не может быть отчуждена, передана в залог, внесена в качестве уставного фонда и т.д. Условия, на которых привлекается инвестор, — это договор о совместной хозяйственной деятельности, согласно которому имущество завода остается государственным, а инвестор получает часть прав по использованию имущества в рамках действующего законодательства. Единственной компанией, с которой «Укрспирт» смог договориться на таких условиях, стала «Техинсервис».

Процесс поглощения нефтяными компаниями спиртовиков, запущенный в США, через два-три года будет происходить на рынках Европы и Азии. Этот срок можно считать испытательным для очередного государственного «этанольного» проекта в нашей стране. Если за это время в Украине не будет сформирован внутренний рынок и современная производственная база (что является основой для производства конкурентоспособного продукта), то наши заводы не будут интересны даже как потенциальные мишени для покупки гигантами отрасли.

09.04.2009
ЕВГЕНИЙ ПУЩИК
№167 | 10 апреля 2009