Сортность на богатой смеси

Сортность на богатой смеси – показатель детонационной стойкости авиационных бензинов и их компонентов при работе на богатой смеси – характеризует способность бензина обеспечивать существенное повышение мощности двигателя на взлетном и других форсированных режимах работы.

Сортность на богатой смеси определяют по ГОСТ 3338-68 на одноцилиндровой установке УИТ-65(85), оборудованной наддувом и аппаратурой, позволяющей измерять мощность двигателя, расход воздуха и, следовательно, состав рабочей смеси а. Двигатель установки-бескарбюраторный с непосредственным впрыском.

Режим работы двигателя следующий:

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

1800±45

Угол опережения зажигания, °ПКВ до МВТ

Постоянный, 45 ± 1

Угол подачи топлива, °ПКВ после МВТ

50 ± 5

Степень сжатия

Постоянная, 7

Давление, МПа
масла в картере

0,42 ± 0,03

воздуха перед измерительной шайбой

0,380 ± 0,003

топлива перед плунжерным насосом

0,1 ± 0,015

впрыска топлива

8,4 ± 0,7

Температура, °С
охлаждающей жидкости

190 ± 3

масла в картере

74 ± 3

всасывающего воздуха

107 ± 3

воздуха в линии перед измерительной шайбой

52 ± 2

Методика испытания топлива заключается в снятии характеристики зависимости среднего индикаторного давления от состава смеси при переменном наддуве на легкой детонации в сравнении с такими же характеристиками, снятыми для эталонных топлив. В качестве эталонных топлив при определении сортности от 100 и выше применяют технический эталонный изооктан с добавкой тетраэтилсвинца в виде этиловой жидкости (по ГОСТ 988-65).

Сортность топлива на богатой смеси -есть характеристика, показывающая величину мощности двигателя (%) при работе на режиме легкой детонации на испытуемом топливе по сравнению с мощностью, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимается за 100 единиц. При проведении испытаний сравнивают не мощность двигателя на испытуемом и эталонном топливах, а среднее индикаторное давление (пропорциональное мощности) при отношении массы топлива к массе воздуха, равной 0,112 (а = 0,895). При этом значения сортности эталонных топлив при а = 0,895 берут из таблицы ГОСТ 3338-68.

Допускаемые расхождения при параллельных определениях сортности на богатой смеси на одной установке не более ±1 для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью до 145 и не более ±2 единицы с сортностью более 145 от среднего арифметического сравниваемых результатов. При определении на разных установках допускаемые расхождения результатов соответственно составляют ±2 и ±3 единицы сортности.

Сортность авиационных бензинов зависит от группового углеводородного состава бензинов. Она возрастает при увеличении содержания в бензине ароматических, нафтеновых и изопарафиновых углеводородов, что подтверждается приведенными ниже данными:

Углеводороды

Октановое число

(моторный метод без ТЭС)

Сортность на богатой смеси

с 0,96 мл/л ТЭС

Парафиновые углеводороды

н-Бутан

92

150

Изобутан

99

160

н-Пентан

62

2

Изопентан

90

142

н-Гексан

26

-100

2,2-Диметилбутан

93

152

н-Гептан

0

-200

Изооктан

100

150

Непредельные углеводороды

З-Метилбутен-1

170

Пентен-1

115

Циклогексен

73

100

Октен-2

55

-161

Нафтеновые углеводороды

Циклопентан

87

315

Метилциклопентан

80

200

Циклогексан

77

188

Метилциклогексан

72

20

Ароматические углеводороды

Бензол

106

220

Толуол

103

250

Изопропилбензол

100

250

н-Пропилбензол

99

330

Тетралин

65

215

Из приведенных данных также следует, что отсутствует зависимость между детонационной стойкостью и сортностью углеводородов разных классов.