Противоизносные присадки

Детали топливной системы со временем подвержены износу, поэтому в дизельные топлива вводятся противоизносные присадки.

Уменьшение содержания серы в дизтопливе

Изначально дизель обладает некоторыми противоизносными свойствами, которые обусловлены наличием в его составе нафтеновых углеводородов. Противоизносными свойствами характеризуются и многие сернистые соединения (бензотиофены и сульфиды) из числа входящих в состав дизельного топлива. Но экологические реалии требуют ограничения содержания серы, поэтому только за счет этого химического элемента обеспечить необходимую степень защиты от износа не представляется возможным. Приходится вводить специальные присадки.

Карбоновая кислота

Чаще всего основным элементом противоизносной присадки является карбоновая кислота. Обычно это жирные кислоты теплового масла или их фракции, для получения которых используются лиственные и хвойные породы деревьев. Такая кислота имеет недостаток в виде наличия в своем составе смоляных кислот, ухудшающих стабильность и эксплуатационные свойства дизеля. Данное обстоятельство стало причиной того, что в состав присадки кроме жирных кислот теплового масла также включают  ингибитор коррозии и деэмульгатор. Хорошую эффективность демонстрируют также технические алкилсалициловые кислоты.

Принцип работы противоизносных присадок

Противоизносные присадки работают следующим образом. Эти вещества создают модифицированный слой металла, за счет чего существующая нагрузка распределяется более равномерно, снижая возможный износ. В состав пленки входят продукты механохимических превращений присадок. Наличие смазывающих свойств у противоизносных присадок можно объяснить явлением адсорбции на поверхности металла, а также химической активностью добавки по отношению к материалам пары трения.

В присадках зарубежных фирм (BASF, Clariant, Lubrizol) основным активным веществом являются кислоты таловых масел с различными добавками, в присадках фирмы Infinеum – сложные эфиры моно- и диглицерина и жирных кислот с длиной цепи С12-С18.