Присадки в топливо: добавляем грамотно

присадки в топливо

С каждым годом к топливам для двигателей внутреннего сгорания выдвигаются все более жесткие требования. Главным образом это связано с желанием улучшить экологическую ситуацию и сохранить планету для будущих поколений. Поэтому технология производства современных топлив постоянно совершенствуется. Добавляются присадки в топливо, о которых более подробно расскажем ниже, в рамках данной статьи.

Во многих случаях важной частью процесса получения топлива являются присадки, которые позволяют повысить качество продукта, сохранив при этом допустимую цену. Сейчас ассортимент присадок насчитывает более 50 наименований.

Понятно, что далеко не все они выделяются одинаковой эффективностью, поэтому на практике используется немного меньше половины, а регулярно применяется не более 10 типов. В случае бензинов необходимо говорить об антидетонационных присадках, а в случае дизельных топлив – противоизносных, депрессорно-диспергирующих, а также промоторах воспламенения.

Антидетонаторы

Исторически первыми топливными присадками были антидетонаторы. Их использовали около 100 лет назад в авиационных бензинах. Сначала применялись вещества, в состав которых входил свинец.

Они были чрезвычайно ядовитыми, поэтому постоянно искались альтернативные варианты. И они нашлись в виде присадок на базе металлоорганических соединений железа и марганца. Но они также имели серьезные недостатки, поэтому широкое распространение так и не получили.

Было предложено еще два решения, которые и остаются приоритетными на данный момент. Первое – организация многотоннажного производства высокооктановых компонентов, и второе – возврат к использованию экстралина. В качестве высокооктановых компонентов целесообразно рассматривать спирты и их эфиры.

Противоизносные присадки в топливо

Используются в процессах производства малосернистых дизельных топлив. Наличие серы – один из базовых показателей качества дизеля. Это связано с тем, что данный химический элемент обладает способностью образования агрессивных оксидов в результате сгорания.

Учитывая этот факт, большинство стран перешли на выпуск малосернистых и ультрамалосернистых топлив  содержанием серы не более 350 ppm и 10 ppm соответственно. Но в этом деле важно выдерживать баланс, поскольку недостаток серы ухудшает смазывающие свойства дизельного топлива.

Противоизносные присадки работают по принципу образования прочного адсорбционного слоя на трущейся поверхности, что позволяет защитить ее от износа. Чаще всего с этой целью применяются жирные кислоты, выделяемые из таловых масел, а также их аналоги или эфиры. Количество вводимой противоизносной присадки зависит от содержания серы и в среднем составляет 0,005-0,03%.

Депрессорно-диспергирующие присадки

Вместе со своим применением несут две проблемы. В первую очередь это снижение температуры застывания топлива. Такие добавки начали применять еще в середине прошлого столетия, но делалось это в основном для масел. Попытки приспособить депрессоры для использования совместно с дизельными топливами некоторое время успеха не имели.

И лишь через несколько лет упорных исследований возникающие препятствия были устранены. Второй момент связан с расслоением топлива с депрессорной присадкой при холодном хранении. Он устраняется за счет введения в топливо диспергатора парафинов. Депрессор и диспергатор можно подбирать как по отдельности, так и купить уже готовый бифункциональный пакет.