Смесевой бензин: перспектива развития рынка в Украине

смесевой бензин

Смесевой бензин (Биоэтанол)  –  это химическое вещество, получаемое в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве топлива, которое имеет ряд преимуществ перед «традиционными» видами горючего.

Использование биоэтанола в качестве топлива позволяет снизить выбросы диоксида углерода, являющегося парниковым газом, что делает его наиболее экологически безопасным для окружающей среды. Сокращение выбросов диоксида углерода при использовании биоэтанола зависит от вида растительного сырья, климатической зоны и накладных расходов на его выращивание, транспорт и переработку, поскольку в этих процессах используется ископаемое топливо (агротехнические работы, сушка зерна при закладке на хранение, производство удобрений для восстановления плодородия почв, ректификация спирта и переработка отходов).

Мировое производство биоэтанола ещё в 2005 году составляло 36,3 млрд. литров, из которых 45% приходилось на Бразилию, 44,7% – на США.

Снижение выбросов CO2 при производстве этанола из зерна по состоянию на 2007 г. в США составляло в среднем 19%. Предполагается, что при модернизации спиртового производства и переводе его исключительно на природный газ возможно снижение выбросов углекислого газа на 28-32%. Максимальное снижение выбросов CO2 может быть достигнуто при производстве этанола из целлюлозосодержащих отходов (например, отходов лесной промышленности, 52%) в качестве как источников целлюлозы, так и топлива в спиртовом производстве; теоретический максимум снижения выбросов — 82% — может быть достигнут при производстве этанола из целлюлозной биомассы проса Panicum virgatum, однако такие производства в настоящее время отсутствуют.

Что же касается Украины, то до сравнительно недавнего времени политика государства в отношении альтернативных видов топлива оставалась неоднозначной.  Хотя и возникали попытки внедрить смесевые бензины на отечественный  рынок, и ряд компаний и заводов даже пытался запускать производство смесевых бензинов и сырья для них, законодательство  Украины ставило различные препятствия данной деятельности. Так, например, в 2008 году было издано распоряжение, подписанное первым вице-премьером Александром Турчиновым, запрещающее спиртзаводам производить в потоке продукцию, содержащую этиловый спирт. Таким образом фактически ставился крест на промышленном производстве биотоплива.

Однако уже 2015 году  Кабинет министров Украины отменил установленный в 2007 году перечень из 12 государственных предприятий, имеющих право производить биоэтанол в стране. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства №319 от 20 мая того же года. Данный документ вносит изменения в постановление Кабмина №1375 от 5 декабря 2007 года, которое устанавливало, что производителями биоэтанола в Украине могут быть лишь конкретные госпредприятия.

«Разрешение на производство биоэтанола всем предприятиям ликвидирует государственную монополию. Это шаг по дерегуляции, который стимулирует развитие рынка альтернативных видов топлива в Украине», – цитирует пресс-служба Минагропрода директора департамента продовольствия министерства Дмитрия Шульмейстера.

Фактически это является толчком для прорыва данной отрасли промышленности. Не менее важным фактором является и кризис, в следствии которого растёт необходимость искать дополнительные источники энергии.

На данный момент к рынку биоэтанола в Украине имеет отношение ряд предприятий

  • «Укрспирт» – производит биоэтанол;
  • ПГ «Техинсервис» – производит оборудование для получения биоэтанола;
  • компания «Глоубкор» – так же создаёт оборудование для производства биоэтанола;
  • «Зарубинский спиртзавод» – производит биоэтанол.

«Укрспирт» планировал запустить ещё три новых завода, так что можно говорить о расширении объема производства данного сырья. Таким образом, перспектива рынка альтернативного топлива в Украине, в частности бензина на биоэтаноле, стремительно растёт

Энергоэффективность этанола

В декабре 2007 года Университет Северной Дакоты и Центр Автомобильных Исследований Миннесоты (MnCAR) опубликовали результаты исследования энергоэффективности применения биоэтанола в автомобильном транспорте. В исследовании принимали участие как обычные автомобили, так и автомобили с Flex-fuel двигателями. Исследовали смеси от 2 % до 85 % содержания этанола в бензине.

Для обычных автомобилей наиболее оптимальной оказалась смесь Е30. Потребление топлива снизилось на 1 % в сравнении с бензином. Результат получен на автомобилях Toyota Camry и Ford. Для flex-fuel автомобилей оптимальной оказалась смесь Е20. Потребление топлива снизилось на 15 % в сравнении с бензином. Результат получен на flex-fuel модели Chevrolet Impala.

Алиса Кривохижа