Многофункциональные моющие присадки

себестоимость дизельного топлива

Современные технологии нефтепереработки не позволяют сразу получать дизельные топлива, которые смогли бы обеспечить необходимую чистоту двигателя и топливной системы в процессе эксплуатации. Причем работа двигателя может быть нарушена даже небольшим количеством отложений, снижающих его эффективность и экономичность. Это и стало причиной появления такого вида добавок, как многофункциональные моющие присадки, которые призваны улучшить эксплуатационные свойства и экологические показатели дизельных топлив.

Предзначение многофункциональных моющих присадок

Данный вид добавок снижает расход горючего на 3-5%, а также уменьшает токсичность выхлопных газов на 10-15%. В комплексе это позволяет уменьшить риск преждевременного ремонта катализаторов дожига и сажевых фильтров. Но это не первостепенная задача многофункциональных моющих присадок. Основное их назначение – это обеспечение равномерности распыления топлива за счет предотвращения образования отложений на распылительных форсунках.

Хотя по составу и структуре отложения, возникающие в дизельных двигателях, близки к подобным образованиям в бензиновых двигателях, степень их опасности существенно выше. Это связано с нарушениями работы всей топливной системы высокого давления.

Системы впрыска автомобилей и их влияние на эффективность присадок

Современные дизельные автомобили в большинстве случаев оснащены системой впрыска Common-rail (рамповые дизели). Она  повышает эффективность многофункциональных моющих присадок. Основные особенности двигателей внутреннего сгорания, оснащенных системой впрыска Common-rail:

– в трубопровод топливо подается под давлением 2500 атм, в то время как в обычном двигателе давление составляет 100-400 атм;

–  в камеру сгорания горючее подается двумя порциями. Меньшая порция инициирует начало процесса сгорания, а большая – горение всего заряда. В этом случае топливо горит плавно, а экономия достигает 20%.

Состав многофункциональных добавок

Основной моющий компонент многофункциональных присадок – циклические амины, обладающие молекулярной массой алкильного радикала более 1000. Они имеют высокую термическую стабильность, поэтому хорошо подходят дизельным топливам. Растворителями служат легкие углеводородные фракции, в которых хорошо растворяются активные компоненты добавки, что в дальнейшем упрощает дозирование.

Моющая присадка – это, как правило, пакет присадок, состоящих из активного компонента (термостойкого поверхностно-активного вещества), ингибитора коррозии, антиоксиданта, деэмульгатора, антипенной добавки. Если это необходимо, то в состав дополнительно могут вводиться растворитель, модификатор трения и противоизносная присадка.

Эффективность работы

Моющих присадок оценивается с помощью коэффициента закоксованности топливных форсунок.

Так, тест на закоксовывание форсунок проводит фирма BASF. Моющие свойства базового топлива и топлива с пакетом присадок определяются на моторе Peugeot XUD9 A/L (1.9 л, 4-тактный, 4-цилиндровый) по методике наиболее распространенного 10 часового теста в соответствии со стандартом CEC-F23-A-01 на моторном стенде в Людвигсхафене (Германия). Стандартный минимум согласно требованиям Всемирной топливной хартии составляет 85 % (ограничение потока при подъеме иглы форсунки 0,1 мм).

Моющие присадки работают по принципу любого поверхностно-активного вещества: сорбция молекул на загрязненной поверхности гидрофильной частью. Полярные части молекулы при этом ориентированы на топливо.