Механизм действия депрессорных присадок

Первые гипотезы относительно того как действует механизм действия депрессорных присадок, были выдвинуты еще в 30-50-хх годах прошлого века. Современная теория объясняет эффективность депрессоров наличием в топливе н-алканов. Эти компоненты при снижении температуры начинают кристаллизироваться. Именно появление таких кристаллов и является основной причиной помутнения дизельного топлива. Постепенно кристаллы увеличиваются в размерах. При достижении определенного размера и концентрации образуется пространственная решетка. Это явление сопровождается потерей подвижности топлива и его плохой прокачиваемостью через фильтры и системы трубопроводов.

Механизм действия депрессора

В случае введения в дизельное топливо депрессорных присадок процесс образования кристаллов меняется. Присадка сорбируется на поверхности кристалла, препятствуя таким образом его дальнейшему росту. Но точный механизм действия депрессора до сих пор окончательно не изучен.

Сейчас между собой конкурируют две теории.

Согласно первой, в дизельном топливе имеет место сокристаллизация парафина и депрессорной присадки, которая представляет собой встраивание молекулы депрессора (ее неполярной части) в кристалл парафина. Полярная часть молекулы остается снаружи и как бы отталкивает другие молекулы парафина, которые «хотят» присоединиться к кристаллу.

Вторая теория допускает сорбцию полярной части молекулы депрессорной присадки на поверхности кристалла, в то время как неполярная часть находится снаружи и изолирует кристаллы парафина друг от друга, не давая им укрупниться и создать упорядоченную структуру.

Обе теории подтверждают взаимодействие молекулы депрессорной присадки с увеличивающимся в размерах кристаллом. В связи с этим действие депрессора проявляется только тогда, когда начнут образоваться кристаллы. Поэтому данный вид присадок и не влияет на температуру помутнения топлива. Без присадки размер кристаллов парафина измеряется десятками мкм. В случае введения депрессорной добавки эти значения уменьшаются на порядок.

Снижение температуры помутнения дизтоплива

Со временем все же были разработаны депрессорные присадки, которые способны снижать температуру помутнения дизельного топлива. Принцип их действия предусматривает включение полимеров в рои парафинов с последующим образованием ассоциатов, что становится возможным благодаря похожей растворимости парафинов и депрессорных присадок. Наличие молекулы депрессора в рое парафинов препятствует росту последних, задерживает возникновение зародышей кристаллизации и снижает температуру помутнения.