Нефтяной Казахстан играет в свою игру

Казахстан, страна с 16-миллионным населением, занимающая огромную территорию в среднеазиатских степях, становится все более важным игроком на мировом рынке энергоресурсов.

Имея самые большие запасы сырой нефти в районе Каспия, страна ежедневно добывает 1,3 миллиона баррелей, и один миллион из этого объема экспортирует. Правительство страны надеется к 2015 году увеличить добычу до 3,5 миллиона баррелей в день, догнав по этим показателям Иран. За доступ к казахстанской нефти борются американские, китайские и российские компании. Согласно данным агентства Республики Казахстан по статистике в январе 2010 года добыто нефти в объеме 5,5 миллиона тонн, что на 5,2% больше показателя за аналогичный период. Согласно статистическим данным в 2009 году в республике добыто 76,5 млн. тонн нефти и газового конденсата, из которых порядка 68,1 млн. тонн экспортировано, что составило 89%.

Наибольший объем казахстанской нефти в 2009 году экспортирован по нефтепроводу КТК – 27,5 млн. тонн и Атырау-Самара – 17,5 млн. тонн. В китайском направлении транспортировано – 7,7 млн. тонн, из них 6,2 млн. тонн казахстанской нефти. Морской экспорт составил – 11,1 млн. тонн, по железной дороге было отгружено 4 млн. тонн. На Оренбургский ГПЗ поставлено 1,8 млн. тонн газового конденсата. Переработка нефти на НПЗ Казахстана в 2009 году составила – 12,1 млн. тонн,  импорт нефти  составил – 6,4 млн. тонн.

Диаграма

Направление экспорта

68,1

89%

Нефтепровод КТК (2)

27,5

40%

Атырау-Самара (1)

17,5

26%

Актау-Баку-Джейхан (4)

11,1

16%

Атасу-Алашанькоу (5)

6,2

9%

Ж.д. экспорт

4,0

6%

Оренбургский ГПЗ

1,8

3%

Всего экспорт

68,1

100%

Общая 17-летняя добыча нефти независимого Казахстана составила 696,4 млн. тонн. Добыча нефти 2010 году должно составить 100 млн. тонн (из них 25-30 % в месторождение Тенгиз), а 2015 году 150 млн. тонн (из них 50 % в месторождение Кашаган). В настоящее время до 60% добываемой Казахстаном нефти отправляется потребителям на западные рынки, и терять их Астане не хочется.

Торговый баланс Казахстана на протяжении последних лет существенно зависит от мировых цен на нефть, поскольку около 60% экспорта страны формируется от продаж нефти и газового конденсата (данные приведены ниже на графике и в таблице)

Гистограма

Период

Цена нефти Brent, $/bbl

Торговый баланс, млн. $

1кв.06

60,9

3 312

2кв.06

68,0

4 131

3кв.06

72,6

4 489

4кв.06

61,1

2 709

1кв.07

58,4

3 594

2кв.07

66,0

3 451

3кв.07

72,5

3 104

4кв.07

84,1

4 942

1кв.08

92,7

8 648

2кв.08

113,0

9 323

3кв.08

128,1

10 182

4кв.08

77,0

5 365

1кв.09

44,2

2 015

2кв.09

52,4

2 113

3кв.09

67,7

4 003

4кв.09

65,0

3 699

Нефтяные компании на территории Казахстана многочисленны – от крупных транснациональных корпораций до мелких частных компании. Крупнейшими считаются НК «Казмунайгаз», Тенгизшевройл, CNPC-Актюбемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг.

В 2010 году доля «КазМунайГаза» от всей добычи составит 28% при объеме 78 млн. тонн нефти, 24% объема добычи обеспечат инвесторы США, такие как ExxonMobil, Сhevron, CNPC и другие китайские нефтекомпании – 22%, европейские – 17%, российские – 9%”, – сказал глава компании Каиргельды Кабылдин на пресс-конференции в Астане.

Диаграма

Компании

2008

2009

Казахстанские компании

32.3%

28%

Американские компании

29.4%

24%

Китайские компании

21.3%

22%

Европейские компании

8.5%

17%

Российские компании

8.5%

9%

Всего

100%

Естественно, что такое большое количество нефти потребует от Казахстана рассмотрения различных маршрутов её транспортировки. На сегодня даже выход азербайджанского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) на полную мощность практически не решает задачу вывода дополнительной казахстанской нефти на мировые рынки, поэтому неудивительно, что взоры Казахстана все чаще обращаются в сторону Китая, Ирана и Европы.

Пока что Казахстан испытывает трудности с заполнением сырьем нефтепровода Атасу /Казахстан/- Алашанькоу /Китай/. Нефтепровод протяженностью в 962,2 км был построен в ноябре 2005 г. Проектная пропускная способность нефтепровода составила 20 млн. т нефти в год. «Конечный пункт» сырой казахстанской нефти находится в Душаньцзы, где функционирует крупнейшая на западе Китая нефтехимическая база – пишет Kazakhstan Today. В качестве его ресурсной базы рассматривается нефть с месторождений Кызылординской и Актюбинской областей, где присутствует Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), а также нефть Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря. Пока же сырья для его заполнения до проектной мощности (сегодня 10 млн. тонн) не хватает. Сегодня в Атасу – Алашанькоу через участок Омск – Павлодар транспортируется еще и нефть Западной Сибири. Рост объемов транзита российской нефти с 1,04 млн. тонн в 2008 году до 1,5 млн. тонн в 2009 году привел к увеличению объемов прокачки сырья по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу с – 6,11 млн. тонн до 7,7 млн. соответственно.

За первые два месяца текущего года показатель перевалки нефти в нефтепровод Атасу—Алашанькоу достиг 1,59 млн. тонн, превысив аналогичный показатель 2009−го на 66%.

Кроме китайского направления экспорта Казахстан самым серьезным образом рассматривает маршрут транспортировки нефти через иранский порт Джаск и крупнейший нефтеналивной порт Ирана на Каспии, который на сегодняшний день является наиболее коротким и дешевым выходом в Аравийское море. Этот маршрут нельзя сбрасывать со счетов, потому что если на Западе количество потребляемой нефти относительно стабилизировалось и велика конкуренция, то на Востоке рост потребности в «черном золоте» далеко не исчерпаны. В обозримом будущем развитие мировой экономики, судя по показателям последних лет, будет происходить за счет Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии, к которым, собственно, Иран открывает самый краткий и дешевый путь.

На данный момент в Иране подготовлен проект создания трубопровода Джаск (Оманский залив) – Нека (Каспийское море) протяженностью  1550 км., стоимость проекта – 3.5 млрд. дол. Согласно информации  директора Национальной нефтяной компании Ирана Сейфулла Джашнсаз – нефтяной терминал Джаск будет построен на территории 18 тыс. гектаров. При реализации стратегического проекта по строительству терминалов в Джаске на побережье Оманского залива преследуются три основные цели:

  •  доставка 1 млн. баррелей сырой нефти в сутки из прикаспийских стран на терминалы в Джаске для ее дальнейшего экспорта в свободные воды Оманского залива,
  •  доставка на терминалы в Джаске сырой нефти, добываемой на континентальных нефтяных месторождениях страны,
  •  и доставка на терминалы в Джаске туркменского газа для его дальнейшего экспорта.

Власти Казахстана работают над новым амбициозным экспортным маршрутом – Казахстанской каспийской системой транспортировки (ККСТ), включающей в себя нефтепровод Ескене – Курык и Транскаспийскую систему, которая должна соединить порт Курык с каспийским побережьем Азербайджана для дальнейшей поставки нефти в Турцию. Предполагается, что ККСТ на начальном этапе (до начала строительства специальных объектов) обеспечит ежегодную отгрузку от 2,5 млн. тонн. Для транспортировки больших объемов (от 23 млн. тонн с последующим достижением 35—56 млн.) необходимо строительство дополнительных мощностей. Пока же Казахстан взял на себя обязательство прокачать через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан не менее 25 млн. тонн нефти в год.

В октябре 2009 года в Баку между «КазМунайГазом» и азербайджанской компанией ГНКАР было подписано соглашение о совместной деятельности по разработке ТЭО Транскаспийского проекта. Таким образом, осуществление оцениваемого в 3 млрд. долларов проекта все еще находится на ранней стадии, и эксперты сомневаются, что он будет запущен в соответствии с планом в 2013 году. Необходимо не только построить нефтепровод Ескене—Курык с одновременным расширением нефтеперевалки в порту Курык, но и решить проблемы танкерного флота. Пока же танкерами в год можно доставить в Азербайджан лишь 7 млн. тонн казахстанской нефти. Казахстан твердо убежден, что перевозить нефть он будет на танкерах собственного производства. Для этого закуплены в Румынии проекты танкеров вместимостью в 60 тыс. тонн. Однако, по мнению специалистов, долгое время эксплуатировавших танкеры данного проекта, они имеют слишком много недостатков и требуют создания специальных прибрежных инфраструктур.

Снизить интерес к ККСТ могут еще два фактора. Во-первых, система может оказаться невостребованной из-за тарифных аппетитов владельцев БТД. Во-вторых, экономически более выгодный турецко-итальянский проект Самсун – Джейхан (стоимость около 1,5 млрд. евро). Он потребует от республики меньших затрат: ТЭО проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, а партнеры здесь более финансово состоятельны.

Планируется, что 550−километровая труба мощностью на первом этапе 50 млн. тонн в год (с возможностью увеличения до 70 млн.), соединив турецкие порты Самсун и Джейхан, разгрузит черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн. тонн нефти и 40 млн. тонн нефтепродуктов. В октябре прошлого года российский премьер Владимир Путин, а затем и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявили о готовности присоединиться к проекту и поставлять для него нефть.

Нефтепровод Бургас-Александруполис длиной чуть менее 300 км, в проекте которого участвуют Россия, Греция и Болгария, создается для перекачки по суше нефти из черноморского бассейна к Эгейскому морю, что должно разгрузить черноморские проливы. Однако у партнеров возникли разногласия с болгарской стороной, которая настаивает на повышении экологической эффективности и хочет изменить экономическую модель проекта. Кроме того вносит свои коррективы и экономическая ситуация в Греции. Еврокомиссия недавно вынесла решение, что до окончания кризиса проблемные страны Еврозоны не имеют права расходовать деньги на строительство различных объектов инфраструктуры. Это вносит неопределенность в реализацию проекта «Бургас-Александруполис». Тем более, что во время своего визита в Турцию Владимир Путин обещал своему коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану, дать нефть и для трубы «Самсун-Джейхан».

Очень важным для Казахстана с точки зрения поставок нефти в Европу, по мнению аналитиков, является проект нефтепровода Константа (Румыния, Черное море) – Триест (Италия, Адриатическое море). Учитывая то, что сегодня нефтяные активы Казахстана очень масштабны в акватории Черного моря: это Батумский нефтяной терминала – 12 млн. тонн нефти в год и румынский холдинг Rompetrol Group, реализация такого проекта имеет большое значение для Казахстана. АО «НК «КазМунайГаз» является 100%-ным владельцем холдинга Rompetrol Group. Сегодня Rompetrol – это многонациональная нефтяная компания, которая работает в 16 странах мира, располагает штатом в 10 тысяч человек и имеет 48 дочерних предприятий. Большая часть активов компании размещена во Франции, Румынии, Испании и странах Юго-Восточной Европы. Ежегодный оборот компании составляет около 10 млрд. долларов. Rompetrol Group – это нефтепереработка, нефтехимия, логистика. Компания владеет собственным танкерным флотом, терминалом на Черном море, 7 причалами, 4 из которых предназначены для обслуживания крупных танкеров. В Rompetrol есть собственные электростанции, газохранилища на территории Румынии, 164 АЗС во Франции и так далее.

«Включение в действие крупнейшего в мире и открытого в Казахстане месторождения Кашаган дает возможность дополнительно получать нефть в объеме 50 миллионов тонн в год и более. Поэтому мы сегодня с господином президентом говорили о том, что было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки через кавказский коридор. То есть Казахстан транспортирует нефть через Каспийское море в Баку, далее через Азербайджан и Грузию на Черное море, далее танкерами до Румынии. Тогда тот проект – Константа-Триест – как раз нам и пригодится», – сказал Президент Н.Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров с главой Румынии Траяном Басеску 2 марта 2010 года.

Казахстан, заметил Н.Назарбаев, заинтересован в строительстве такого нефтепровода между Каспийским и Черным морями для экспорта своего сырья в Европу.

Президент обратил внимание, что порядка 30% или 4 млн. тонн ежегодно импортируемой Румынией нефти поставляется из РК. Строительство трубопровода Константа-Триест, который соединит Черное и Адриатическое моря, должно быть завершено в 2012 году. Его протяженность составит 1400 км. Нефтепровод будет предназначен для перекачки каспийской нефти из Румынии в страны Западной Европы.

The Rompetrol Group (TRG) объявила об амбициозных планах по скорому вводу в эксплуатацию нефтяного терминала Midia Marine Terminal на Черном море и увеличению мощности собственного нефтеперерабатывающего завода Petromidia (Констанца, Румыния). Терминал будет работать 300 дней в году, независимо от погодных условий в районе Констанцы, и ежегодно обрабатывать до 100 танкеров дедвейтом 160 тыс. тонн, тогда как другие черноморские порты имеют возможность принимать лишь танкеры максимальным дедвейтом 80 тыс. тонн. Нефтяной терминал Rompetrol сможет обслуживать разных игроков на Черном море, включая российские компании, обрабатывать все типы нефти, осуществлять блэндннг и даже предлагать различные котировки, в связи, с чем компания уже ведет соответствующие переговоры с агентством Platz.

Говоря о российском экспортном лобби аналитики указывают, что перевалка нефти 160-тысячными танкерами через терминал TRG будет «значительно дешевле» доставки углеводородов по 285-км трансбалканскому нефтепроводу Бургас – Алек­сандруполис, поэтому проект Костанта – Триест имеет больше преимуществ.

Казахстан очень богат нефтью, основные месторождения нефти приходятся на Западный Казахстан. Доказанные запасы нефти Казахстана составляют около 6,5 млрд. тонн, а прогнозные запасы составляют 20-25 млрд. тонн.

Крупнейшие Казахстанские месторождения нефти

Месторождение

Год открытие

Предполагаемые полные запасы, млн. т.

Лицензия

Кашаган Восточный и Западный

2000

4800

Agip KCO

Тенгиз

1979

3100

Tengizchevroil

Карашыганак

1979

1000

Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.

Узень

1961

1100

Kazmunaygaz

Согласно оценкам экспертов Мирового энергетического агентства и ОПЕК, разведанные ресурсы нефти в Прикаспийском регионе, в том числе на шельфе Каспийского моря, являются ныне одними с крупнейших в мире. Поэтому особую важность приобрел вопрос о транспортировке каспийских нефти и газа. На данное время в этом направлении достаточно много преуспел Азербайджан: имеется ввиду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Теперь слово за Казахстаном, учитывая политическую ситуацию в стране, и довольно агрессивную нефтяную политику страны вериться, что Казахстан с задачей диверсификации поставок нефти справиться.

Диаграма

Компании

2008

2009

Тенгиз

34,7%

Карашыганак

16,7%

Кумколь

11,8%

Узень

9,7%

Жанжол

6,0%

Каламкас

5,8%

Каражанбас

2,8%

Прочие

12,5%

Всего

100%

0%

Добыча нефти по странам мира в 2007 году, млн.т

 

1

Россия

491,3

2

Сауд. Аравия

452,3

3

США

256,8

4

Иран

210,0

5

Китай

186,0

6

Мексика

159,4

7

Канада

137,9

8

ОАЭ

130,4

9

Кувейт

126,3

10

Венесуэла

120,0

11

Норвегия

113,3

12

Нигерия

111,7

13

Ирак

100,5

14

Бразилия

87,4

15

Ангола

85,5

16

Ливия

84,0

17

Алжир

83,4

18

Великобритания

73,0

19

Казахстан

67,2

20

Индонезия

42,7

21

Азербайджан

42,6

22

Катар

40,1

Азия

1614,5

Америка

866,0

Африка

484,1

Европа

231,7

Ок.и Авст.

32,0

Итого

3719,5

 

Экспортные маршруты нефти Казахстана

Описание нефтепровода

Статус проекта

1 (1) Самарский НПЗ

Атырау (Казахстан) – Самара (Россия)

Мощность  млн.т

Стоимость $  млрд.

Действующий. В 2009 прокачано 17.5 млн.т
2 (2) КТК (Каспийский трубопроводный консорциум)

Тенгиз (Казахстан) – Новороссийск (Россия)

990 км с месторождения Тенгиз (Казахстан) через Атырау (Казахстан) до Новороссийска (РФ). I фаза 0.565 млн. bbl/сут. (33 млн.т/год), $ 2.6 млрд. II фаза 1.34 млн. bbl/сут. (78 млн.т/год) к 2015, +$ 1.6 млрд. Всего: $ 4.2 млрд. Действующий. Первый танкер погружен в октябре 2001.

В 2009 прокачано 27.5 млн.т (загрузка 84%)

4 (4) Транскаспийская система

Актау (Казахстан) –

Баку (Азербайджан) –

Тбилиси (Грузия –

Джейхан (Грузия) –

Мощность 25 млн.т

Стоимость $ 3.0 млрд.

Казахстан прокачивает нефть морем до Баку, далее по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (Грузия), далее танкерами до Бургас или Константа

Проект. Поставка танкерами не боле 7 млн.т в год
Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция) Протяжённость 300 км. Проект. Греция до окончания кризиса не может финансировать инфраструктуру
Константа (Румыния) – Триест (Италия) Протяжённость 1440 км. 100 танкеров/год * DWT 160 тыс.т = 16 млн.т/год Проект.
5 (5) Казахстан-Китай

Атасу (Казахстан) – Душаньцзы (Казахстан) -Алашанькоу (Китай)

Протяжённость 962 км.

Мощность 20 млн.т/год.

I фаза – нефть с Кызылордынской и Актюбинской областей

II фаза – нефть с Западного Казахстана и Каспийского моря

Действующий. Построен в ноябре 2005. В 2009 прокачано 6.2 млн.т казахстанской нефти +1.5 млн.т российской западносибирской нефти через участок Омск-Павлодар-Атасу
6 Иранский проект

Нека (Каспийское море) – Джаск (Иран)

Стоимость $ 3.5 млрд.

Протяжённость 1550 км.

Проект.

Казахстан

Инженер Евгений Пущик