Экспертная комиссия будет рекомендовать Правительству РФ принять технический регламент о требованиях к бензинам

Экспертная комиссия будет рекомендовать Правительству РФ принять специальный технический регламент “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам” с учетом предлагаемых экспертами поправок.

Как сообщил Аи-92 президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, 31 июля пройдет еще одно заседание экспертной комиссии, на котором планируется окончательно согласовать предложения по техрегламенту. А в августе законопроект уже будет обсуждаться в правительстве РФ.

В процессе работы комиссии экспертами был проведен анализ соответствия проекта специального технического регламента Федеральному закону “О техническом регулировании”. В результате эксперты пришли к выводам, что проект технического регламента соответствует:

  • принципам технического регулирования, так как содержит все необходимые элементы структуры документа и устанавливает минимально необходимые требования к объектам регулирования.
  • интересам национальной экономики, так как позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, что будет способствовать развитию отечественной промышленности и увеличению спроса на бензины, дизельное топливо и другие горюче-смазочные материалы.
  • уровню развития материально-технической базы, так как имеющиеся технологические ресурсы, обеспеченность проектными и научно-исследовательскими разработками, а также наличие инфраструктуры для оценки, испытания и подтверждения соответствия продукции позволяют обеспечить выполнение требований данного проекта специального технического регламента.
  • уровню научно-технического развития, так как не содержит избыточных норм, сдерживающих развитие отрасли или препятствующих научно-техническому прогрессу.
  • общепризнанным международным нормам и правилам, так как не содержит требований, имеющих более низкий уровень, чем содержащиеся в международных актах.
  • целям принятия технических регламентов, так как обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей согласно статье 6 пункта 1 Федерального закона “О техническом регулировании”.

В итоге экспертная комиссия пришла к решению, что проект специального технического регламента “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам” может быть рекомендован к принятию.

Как сообщил Олег Ашихмин, среди основных поправок, предложенных экспертной комиссией, – условие, что паспорт продукции относится только к оптовым партиям, во избежание отнесения этих требования к розничной торговле. Также предлагается передать функции государственного контроля за соблюдением требований техрегламента к продукции федеральному, а не местному органу исполнительной власти, уполномоченному в области контроля за соблюдением требований технических регламентов.

Замечания и предложения членов экспертной комиссии Аркуши Е.А. и Ашихмина О.Б. к проекту специального технического регламента “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам”

1. Замечания и предложения по пунктам технического регламента, не соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам РФ в сфере технического регулирования или международным нормам

Nп/п

Обозначение в тексте Текст замечания Обоснование предлагаемых замечаний
1 Статья 3, пп. 8 и 11 Понятие “нефтепродукт” привести в следующем виде:
– “нефтепродукт” – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газового конденсата, углеводородного и химического сырья.
Необходимо привести применяемые в законе термины и понятия в соответствии с Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года N 231) и общепринятой терминологией. В противном случае из сферы действия закона выпадает целая группа нефтепродуктов, получаемых при переработки не только нефти, но и другого сырья.
2 Статья 4, п. 9 Пункт необходимо добавить условием, что паспорт продукции относится только к оптовым партиям, во избежание отнесения этих требования к розничной торговле.
3 Статья 8,п. 1 Необходимо указать при какой реализации – оптовой или розничной представляется данная информация. Для розничной реализации эта информация является излишней, а по ряду пунктов и не выполнимой.
4 Статья 10, п. 3 Первый абзац изложить в следующей формулировке “Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона к продукции (за исключением бензина авиационного и топлива для реактивных двигателей) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Приведение нормы законопроекта в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” и Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 294 “О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии”. Необходимо обеспечить единообразие требований и методов контроля в различных регионах страны.
5 Приложение 1 к ФЗ В таблицах Приложения 1 нормировать численные значения показателя “концентрация свинца” и пределы по показателю “давление насыщенных паров” для летнего и зимнего периодов. Ввести требования по детонационной стойкости для автомобильных бензинов типа Супер-98 (Супер Евро-98) с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 и моторному методу не менее 88. Предлагаемый в Приложении 1 настоящего ФЗ перечень показателей (требований) автомобильного бензина не в полной мере соответствует требованиям Евро-2, Евро-3 и Евро-4 международных стандартов и Приложению 3 “Основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники” Специального технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609.):
по показателю “концентрация свинца” – нормируется как “следы” вместо численных значений или термину “отсутствует”;
по показателю “давление насыщенных паров” – нормируется только для летнего периода применительно к бензинам для автомобильной техники классов 3-5 (не более 60 кПа), а для класса 2 данный показатель отсутствует;
отсутствуют требования по детонационной стойкости для автомобильных бензинов типа Супер-98 (Супер Евро-98) с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 и моторному методу не менее 88.
Примечание.
См. Приложение 3 Специального технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ” (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609.
6 Приложение 2 к ФЗ Привести нормы Приложения 2 проекта регламента в соответствие с нормами Приложения 3 Специального технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года N 609) Предлагаемый разработчиком в Приложении 2 настоящего ФЗ перечень показателей (требований) дизельного топлива не в полной мере соответствует требованиями Евро-2 международных стандартов и Приложению 3 “Основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники” Специального технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609.):
по показателю “цетановое число” – для автомобильной техники класса 2 нормируется не менее 45 и не менее 49 соответственно в двух разных регламентах;
7 Привести в соответствие по цифрам, предложениям и т.п. документы, прилагаемые к законопроекту – Пояснительная записка, Обоснование необходимости принятия закона и Финансово-экономическое обоснование

2. Замечания и предложения, которые необходимо учесть при доработке предлагаемого регламента

N п/п Обозначение в тексте Текст замечания Обоснование предлагаемых замечаний
1 Статья 4, п. 9 1. После слов “о наименовании и марки продукции” добавить слова “НТД, по которой продукция изготовлена”. 2. Данная норма регламента вводит новое понятие “паспорт продукции”, тогда как действующими нормативными актами уже предусмотрены такие документы, как “паспорт качества нефтепродукта” и “показатель качества нефтепродукта”. Необходимо определить исчерпывающий перечень документов, сопровождающий оптовый оборот нефтепродуктов
2 Статья 5, п. 3 После слов “сливо-наливных” добавить “и транспортных”. После слов “защиту продукции от” добавить “попадания механических примесей”.
3 Статья 5, п. 5, 3-й абзац После слова “конструкция” добавить “и технологическое оборудование”. В этой же фразе слово “должна” заменить на “должны”
4 Статья 5, п. 6. После слова “вода” добавить “остатки продуктов других марок”.
5 Статья 5, п. 7 Убрать второе предложение или дополнить ограничениями или условиями последовательной перекачки. Перекачка топлива для реактивных двигателей после дизельного топлива может привести к ухудшению его характеристик.
6 Статья 5,п. 8 Дополнить предложение словами “в зависимости от сезонных условий и климатических особенностей регионов”.
7 Статья 6, п. 1 Необходимо конкретизировать наименование документа, в котором должны содержаться гарантийные обязательства производителя нефтепродуктов.
8 Статья 6, п. 5 Во втором предложении после слова “сохранность” добавить слово “свойств”. Имеется ввиду сохранность именно свойств, а не его физическую сохранность от незаконного посягательства или простого испарения.
9 Статья 6, п. 7. Исключить из проекта п.7 статьи 6. Для уровня Федерального закона представляется нецелесообразной столь подробная детализация технического характера объектов нефтепродуктообеспечения.
10 Статья 6, п. 8. Слово “транспортирования” заменить на “заправки летательных аппаратов”. Фильтрация с тонкостью фильтрования не более 5 мкм должна использоваться непосредственно в момент заправки летательных аппаратов.
11 Статья 7 Статью целесообразно дополнить положением об утилизации “тары после ее опорожнения”.
12 Статья 8, п.1, подпункт 6 На наш взгляд, необходимо дать информацию не только о наличии присадок и их концентрации, но и об их функциональном действии, например, “моющая”, “антифрикционная” и т.д.
13 Статья 8, п. 2 Слова “использующей данную продукцию” заменить на “для которой данная продукция предназначена”.
14 Приложение 5 к ФЗ, п.3 Необходимо конкретизировать сроки производства топлива судового по показателю “массовая доля серы) – число и месяц.

Краткая характеристика специального технического регламента “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам”

Проект федерального закона специального технического регламента “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам” подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании” и Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 1889-р).

Предлагаемые принципы технического регулирования в области бензинов, дизельного топлива и отдельных горюче-смазочных материалов основываются на единстве правил установления требований к данной продукции, а также на соответствии технического регулирования возможностям национальной экономики и уровню научно-технического развития.

Продукция, подпадающая под сферу применения настоящего законопроекта, используемая в транспортных средствах, котельных установках, передвижных и стационарных электрогенераторах и т.п., характеризуется повышенным риском причинения вреда при их использовании.

При разработке законопроекта за основу приняты действующие национальные стандарты, учитывающие климатические условия России, протяженность ее территории, состояние национальной экономики, автомобильного парка и другие специфические факторы.

В представленном законопроекте предлагаемые принципы, касающиеся бензинов и дизельного топлива, учитывают положения Директивы 2003/17/ЕS Европейского Парламента и Совета, вносящей изменения в Директиву 98/70/ЕS. Вместе с тем, в настоящий законопроект, наряду с требованиями к автомобильным бензинам и дизельному топливу, включены требования и к другим видам топлив (бензину авиационному, топливу для реактивных двигателей, судовым топливам и топочному мазуту), что существенно отличает его от требований Директив 2003/17 ЕS и 98/70 ЕS.

Структуру технического регулирования в области действия законопроекта составляют: Федеральные законы “О техническом регулировании”, “Об охране окружающей среды”, “Об охране атмосферного воздуха”, “О запрете производства этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации”, “О пожарной безопасности”, “Воздушный кодекс Российской Федерации”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”; Федеральный закон специальный технический регламент “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам” в статусе Федерального закона Российской Федерации (макроотраслевой); общие технические регламенты “О пожарной безопасности”, “Об экологической безопасности”, специальные технические регламенты “О безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации”, “О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения”, “О безопасности производственных процессов нефтехимической промышленности”, “О безопасности автотранспортных средств”, “О безопасности железнодорожного транспорта”, “О требованиях к обеспечению безопасной эксплуатации авиационной техники и связанной с ней инфраструктуры”, “О безопасности речного транспорта и связанной с ним инфраструктуры”, “О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры” и ряд других технических регламентов специальных и общих, выполняемых в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Доказательную базу для подтверждения соответствия требованиям настоящего законопроекта составляет комплекс национальных и международных стандартов на эту продукцию, используемых на добровольной основе.

Действие настоящего законопроекта распространяется на следующую продукцию:

а) бензины автомобильные;

б) дизельные топлива;

в) бензин авиационный;

г) топливо для реактивных двигателей;

д) мазут топочный;

е) топлива для судовых двигателей.

Разработка настоящего законопроекта основывается на следующих принципах:

1. Установление минимально необходимых требований безопасности, предъявляемых к продукции, с учетом степени риска причинения вреда, выраженное в форме определенного набора требований действующих национальных, гармонизированных с международными, стандартов.

2. Соответствие, с учетом требований национальной экономики России, а также ее климатических условий, требованиям, установленным в Директивах Европейского Парламента и Совета 2003/17/ЕS и 98/70/ЕS, как приоритетных требований, принятых Правительством Российской Федерации при утверждении Специального технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных (загрязняющих) веществ”.

3. Возможность использования (на добровольной основе) национальных стандартов Российской Федерации, гармонизированных с международными стандартами, в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия требованиям настоящего законопроекта.

4. Возможность использования имеющейся в России испытательной базы, аккредитованной в рамках Системы сертификации ГОСТ Р и насчитывающей более 200 испытательных лабораторий, для целей подтверждения соответствия требованиям настоящего законопроекта.

5. Учет практического опыта, накопленного в процессе работ по подтверждению соответствия продукции в Системе сертификации нефтепродуктов.

6. Использование при разработке настоящего законопроекта общих для всех объектов технического регулирования требований и предоставление изготовителю (продавцу) продукции возможности выбора форм и схем подтверждения соответствия.

Законопроект содержит 13 Статей, сгруппированных в 5 Главах: Общие положения, Требования безопасности, Подтверждение соответствия продукции, Государственный контроль (надзор), Заключительные и переходные положения.

Безопасность объектов технического регулирования (продукции) обеспечивается совокупностью содержащихся в проекте настоящего федеральном законе требований к показателям объектов технического регулирования (продукции), безопасность объектов технического регулирования (продукции) на всех стадиях жизненного цикла и к информации об объектах технического регулирования (продукции) для приобретателей.

Формами подтверждения соответствия являются декларация о соответствии на основании собственных доказательств заявителя (изготовителя), подтвержденная результатами испытаний объектов технического регулирования (продукции) в аккредитованных лабораториях (центрах) или сертификация, в соответствии с требованиями Федерального закона “О техническом регулировании” (ст. 28, п.1 “Права и обязанности заявителя …”). Для бензина авиационного и топлива для реактивных двигателей формой подтверждения соответствия с учетом степени риска причинения вреда (отказ техники в воздухе и гибель людей) устанавливается обязательная сертификация.

Государственный контроль (надзор) за соответствием объектов технического регулирования (продукции) требованиям законопроекта осуществляется в форме контроля документации и испытаний в аккредитованных лабораториях (центрах) образцов продукции, находящейся в обращении, с возможным посещением заявителя по адресу, указанному на потребительской упаковке или в сопроводительной документации, и знакомством с документами и информацией, предусмотренной законопроектом, а также проверкой достоверности документов о подтверждении соответствия продукции требованиям настоящего законопроекта.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возлагается на Госнадзор Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое будет функционировать на основе действовавших (до принятия, в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании”) служб Госнадзора за соблюдением Государственных стандартов, бывшего Госстандарта России.

Таким образом, создание дополнительных органов Государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего законопроекта не требуется.

Реализация указанных в законопроекте мероприятий, в сочетании с данными Государственной статистической отчетности Российской Федерации за период 2001-2005 г.г. по развитию нефтеперерабатывающей промышленности и с реализуемой в настоящее время перспективной оперативной информацией, по модернизации нефтеперерабатывающей промышленности на 2006-2010 г.г. позволит обеспечить производство продукции в соответствии с требованиями настоящего законопроекта в объемах, необходимых для нужд Российской экономики (в том числе, и на перспективу), снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат, а также: упорядочить существующую нормативно-правовую базу; снять избыточные и пересмотреть устаревшие обязательные требования, содержащиеся в стандартах и иных документах; провести приемлемую для российской экономики гармонизацию с международными нормами.

Учитывая, что нормативная база для производства отечественной продукции, отвечающая современному уровню требований по безопасности, практически создана, а модернизация нефтеперерабатывающей промышленности, финансируемая отечественными нефтяными компаниями, не предусматривает использование бюджетных средств, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из Федерального бюджета.

Целью законопроекта является также перенесение ответственности за качество продукции с изготовителя на продавца.

По предлагаемому законопроекту продавцы (АЗС) должны сами устанавливать в договорах на поставку продукции степень ответственности своих поставщиков (изготовителей), транслируя на них эту ответственность за некачественные поставки продукции.

В связи с принятием настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации должно:

  • установить правила отбора образцов и методы проведения испытаний продукции, подпадающей под сферу применения настоящего законопроекта;
  • внести изменения в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72).