Экономия топлива при приеме, хранении и транспортировании

экономия топлива

Внеплановые потери моторного топлива возможны не только при его эксплуатации, но и при приеме, хранении, транспортировке. Это обусловлено таким свойством нефтепродуктов, как испаряемость. Поэтому экономия топлива занимает важное место при работе маслохозяйства.

Исключаем потери горючего в результате испрарения

Чтобы исключить возможность потерь вследствие испарения при опорожнении и наполнении хранилищных емкостей, необходимо:

  • увеличить скорость наполнения резервуаров до максимально возможной величины;
  • обеспечить максимальную скорость полной откачки топлива из резервуара с последующей его очисткой и проветриванием;
  • максимально замедлить откачку в случае длительного хранения остатков топлива;
  • сократить время между смежными циклами частичной откачки и заполнения резервуаров.

Чтобы понимать возможные масштабы потерь, приведем некоторые цифры. При вместительности резервуара 200 м3 годовые потери топлива  в результате испарения могут составить около 6% от общей емкости, а при вместительности 2000 м3 – около 3%. Вот где возможна экономия топлива!

Потери топлива при повреждении емкостей для хранения

Также потери топлива возможны в случае механических повреждений корпусов резервуаров, трубопроводов или крыш. Данные повреждения могут вызываться:

  • повышенным давлением при несоответствии интенсивности закачки топлива и пропускной способности дыхательной арматуры;
  • закачкой топлива с увеличенным содержанием растворенных газов;
  • примерзанием в холодное время года тарелок дыхательных клапанов;
  • обледенением насадки огневого преградителя.

Потери нефтепродуктов при повышении температуры

Также механические повреждения возникают из-за переполнения резервуаров, коррозии конструкционных материалов и снижения прочности конструкции под воздействием экстремальных температур.

«Малые дыхания» резервуаров могут быть устранены за счет качественной окраски поверхности. В зависимости от выбранного цвета интенсивность нагревания емкостей отличается. Можно привести пример бензина. При одинаковых условиях хранения он нагревается:

  • до 11,5 °C – при алюминиевой окраске;
  • до 14,6 °C – при серой окраске;
  • до 16,6 °C – при окраске суриком;
  • до 22 °C – при зеленой окраске;
  • до 30 °C – при черной.

Если бензин храниться в резервуаре емкостью 100 м3 при температуре 11ºС на протяжении одного года, то потери нефтепродукта составят около 850 кг. При температуре 21 ºС и прочих одинаковых условиях испарится до 3800 кг бензина, а при 27 ºС – 6500 кг.

Именно поэтому топлива, склонные к легкому испарению, рекомендуется хранить в заглубленных и подземных резервуарах, которые характеризуются стабильным температурным режимом.

Кроме металлических резервуаров для хранения топлива также могут использоваться и железобетонные. Доказано, что в случае применения заглубленных железобетонных резервуаров потери топлива в весенне-летний период  в южной климатической зоне в 9 раз меньше в сравнении с металлическими резервуарами. Для северной климатической зоны данный показатель равен 6, а для средней – 4,8.