Цетановое число дизельного топлива: повышение до оптимальных значений

цетановое число дизельного топлива

Еще совсем недавно дизельные двигатели были атрибутом исключительно грузовых автомобилей и габаритной техники, а уже сейчас их все чаще можно встретить и на легковушках. Именно поэтому знакомство с характеристиками и качественными показателями дизельных топлив становится все более актуальным. И если о октановом числе знает каждый хозяин легкового автомобиля, что такое цетановое число дизельного топлива слышали далеко не все.

Состав дизтоплива

Дизельное топливо состоит из смеси углеводородов, которую получают за счет перегонки нефти и выделения из нее необходимых фракций. По составу оно существенно отличается от бензина, соответственно отличается также способ поджигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензинового и дизельного двигателя.

Воспламенение бензина осуществляется за счет искры от свечи зажигания. Для правильного протекания процесса очень важно такое свойство, как детонационная стойкость, которая характеризуется октановым числом. В случае дизельного топлива происходит самовоспламенение за счет большой степени сжатия. Основным параметром, характеризующим воспламенение дизтоплива, является цетановое число. По сути, оно показывает время, которое проходит от начала впрыска до воспламенения топлива в цилиндре.

Определение цетанового числа

На практике при определении цетанового числа используют сравнение образца горючего со смесью цетана и альфаметилнафталина. При этом цетановое число цетана принимается равным 100, а альфаметилнафталина – 0.

Более опытные автомобилисты научились оценивать цетановое число дизельного топлива на глаз, точнее на слух. Если цетановое число купленного горючего меньше 40, то работа дизельного двигателя характеризуется жесткостью с изданием соответствующих звуков. Более мягкая работа мотора соответствует большему цетановому числу. Но использовать дизельное топливо с очень большим цетановым числом также не рекомендуется. Тут, как почти в любом деле, важна мера. Если цетановое число превышает показатель в 55 единиц, то топливо не будет полностью сгорать в цилиндрах. Одновременно возрастет количество сажи и других вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах.

Как повысить цетановое число в процессе производства?

Конкретное значение цетанового числа определяется фракционным составом дизельного топлива. Более высокие значения отвечают топливам с большим содержанием парафиновых углеводородов нормального строения. Ароматические углеводороды без боковых цепей наоборот, снижают значение цетанового числа. Поэтому в каждом конкретном случае общее значение цетанового числа зависит от пропорций, а которых пребывают перечисленные углеводороды в дизельном топливе.

Изначальное получение горючего с более высоким цетановым числом обходится дороже, поэтому с целью экономии финансовых средств часто используют специальные присадки. Они представляют собой добавки, вводимые в горючее, и позволяют повысить цетановое число на 2-7 единиц. Среди наиболее используемых присадок данного класса стоит выделить циклогексилнитраты и изопропил. Штучное повышение их концентрации выше рекомендуемых значений не рекомендуется, поскольку может привести к ухудшению остальных показателей горючего.

Оборудование для смешивания топлив с присадками

На практике для смешивания дизельных топлив с присадками используется специальное оборудования – установки типа УСБ торговой марки GlobeCore. При обычных методах смешивания, известных на сегодняшний день, топливо в случае добавления отдельных составляющих частей имеет склонность к расслаению.

цетановое число дизельного топлива оборудование УСБ-18/3

Особенностью предлагаемой установки является то, что применяя инжекционный метод и гидродинамический удар можно повысить цетановое число дизельного топлива за счет введения в него специальных присадок. При этом расслаивание полученного продукта не происходит в течении как минимум 180 дней.

Современные гидродинамические (поточные) смесительные установки зарекомендовали себя в промышленной эксплуатации в качестве экономичных, точных и стабильных средств производства высококачественных моторных топлив с оптимальной себестоимостью. Достигаемая экономия средств и повышения рентабельности производства по сравнению с традиционной технологией смешивания компонентов в смесительных емкостях может ускорить темпы возврата капиталовложений до 60% за год и обеспечить окупаемость проекта за срок до одного года и менее.