Цетаноповышающие присадки

Одним из возможных путей повышения цетанового числа дизельных топлив является введение таких веществ, как цетаноповышающие присадки. Они уменьшают период задержки самовоспламенения топливной смеси.

Классы присадок

На практике находят применения цетаноповышающие присадки двух классов:

  • алкидные;
  • перикисные.

Принцип действия

Цетаноповышающих присадок заключается в гомолитическом распаде молекул с последующим образованием свободных радикалов, которые и провоцируют воспламенение топлив. Действие присадок заметно только на первых этапах горения.

Повышение цетанового числа

Введение цетаноповышающей присадки в количестве не более 1% может повысить цетановое число на 10-12 единиц. Раньше для решения данной задачи часто использовались алкинитраты, но вместе с высокой эффективностью они также отличались и существенными недостатками. Последние выражались в токсичности, коррозионной агрессивности, ухудшении цветовых оттенков горючего, снижении эффективности противоизносных присадок и ухудшении смазочных свойств дизельного топлива.

Хранение топлив с нитратными присадками на протяжении более чем шести месяцев неизменно приведет к снижению концентрации добавки, вызванного окислительным взаимодействием с углеводородами. При этом цетановое число снизится на 4-6 единиц. Перечисленные недостатки заставляют исследователей постоянно продолжать работу по усовершенствованию существующих и созданию новых цетаноповышающих присадок.

Пероксиды

Определенный интерес представляют органические соединения на основе пероксидов: диарил- и диалкидпероксиды. К преимуществам таких веществ принадлежит устойчивость при нагревании и хранении, а также устойчивое состояние при контакте с водой и другими соединениями, которые присутствуют в товарных дизельных топливах.

На сегодня наиболее популярным пероксидом является дитретбутилпероксид. Общие преимущества пероксидов – совместимость с противоизносными добавками, меньшая токсичность и взрывоопасность, отсутствие коррозионной агрессивности. Планируется, что дизельные топлива США будут постепенно переводиться на выпуск именно с пероксидами, что обусловлено ужесточением требований в отношении содержания азота в дизельном топливе.

Какие цетаноповышающие присадки применяют в РФ?

В России допустимы к применению в дизельных топливах следующие цетаноповышающие присадки:

  • отечественные: изопропилнитрат (ИПН), циклогексилнитрат (ЦГН), Миксент-2000 (2-этилгексилнитрат с добавкой сукцинимида С-5А и растворителя), Миакрон-2000 (смесь 2-этилгексилнитрат и циклогексилнитрат, где основным компонентом является циклогексилнитрат), АддиТОП Ц (2-этилгексилнитрат); PRO – цетан плюс 51 (2-этилгексилнитрат);
  • зарубежные: Paradyne-668 (Exxon), Kerobrizol EHN (BASF), Dodicet-5073 (Clariant), ADX 743, LZ 8090 (Lubrizol), Hitec 4103W (Afton Chemical Corporation), RV 100 (Total), CI 0801 (InnoSpec), ZR 668 (Infineum), где основным компонентом выступает 2-этилгексилнитрат.